Предисловие
Новое приложение к журналу «Дошкольная педагогика» включает в себя наглядный дидактический материал, необходимый практически всем специалистам ДОУ.
Это комплекты предметных картинок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам, а также авторские загадки и стихи к ним.
Предметные картинки, нарисованные в едином стиле и выполненные на картоне, представляют собой готовую картотеку материалов по формированию и развитию лексического состава языка дошкольников.
Картинки могут быть отрезаны по указанным линиям и размещены в контейнерах или ящиках для картотек.
Материалы пособия могут использоваться при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, отгадыванию загадок, для проведения различных дидактических игр: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто появился?», «Подбери схему», «Составь пары», «Слоговое лото» и т. п.
***
перейти к картинкам (выпуск 4)
***
"Четвертый лишний"
Цель. Развитие естественно-научных представлений, дифференциация животных по месту обитания, по цвету, по размеру и т. п.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями трех домашних животных и одного дикого животного или наоборот, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание определить, кто из животных лишний, почему. : Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно три картинки с изображением рыжего животного или три картинки с изображениями взрослых животных и одну — с изображением детеныша, три картинки с изображениями рогатых животных и одну — с изображением безрогого и т. п.
***
"Кого не стало?"
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных.
Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны определить, кого не стало.
***
"Что изменилось?"
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время меняет две картинки местами. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось.
***
"Кто появился?"
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время ставит на наборное полотно еще одну картинку. Открыв глаза, дети должны определить, кто появился.
***
"Чья тень?"
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов: лиса, волк, собака, кот.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих животных: лисы, волка, собаки, кота. Дети рассматривают и называют картинки. Педагог помещает на наборное полотно карточку с черным плоскостным изображением одного из этих животных. Дети должны поставить эту карточку под соответствующую картинку.
***
"Подбери схему"
Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов: кот, баран, конь, волк, лиса, лось. Карточки со звуковыми схемами слов — названий картинок.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих животных: лисы, волка, лося, коня, кота, барана*. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем педагог предлагает детям взять по одной карточке со звуковой схемой слова из мешочка, сундучка или контейнера. Дети выполняют задание, а потом рассматривают схемы. Далее они получают задание поставить схемы под те картинки, названия которых соответствуют схемам по звуковому составу.
*При проведении этой игры педагоги должны помнить, что для звукового анализа детям дошкольного возраста можно предлагать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
***
"Пары"
Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов: волк, кролик, козел, теленок, барсук, кот, конь, лось, корова, крольчонок.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем педагог предлагает детям определить начальный и конечный звуки в каждом из названий животных, а потом расставить картинки парами так, чтобы название второго животного начиналось с того же звука, которым заканчивается название первого животного. Дети расставляют картинки парами: волк — кот, кролик — конь, козел — лось, теленок — корова, барсук — крольчонок. .
***
"Выбери картинки"
Цель. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [с], [з], [ш] в словах.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями диких и домашних животных. Дети рассматривают и наливают их. Педагог предлагает детям выбрать те картинки, в названиях которых есть звук [с]. Дети выбирают картинки, ставят их в ряд, а затем хором произносят их названия.
***
"Расставь картинки"
Цель. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [р] — [л] в словах.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов: волк, белка, лось, бобер, корова, кролик.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных. Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям расставить картинки в два столбика так, чтобы в первом столбике оказались картинки со звуком [р], а во втором — со звуком [л] в названиях. Можно предложить детям хором произнести названия животных каждого столбика.
***
"Слоговое домино"
Цель. Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и животных наших лесов: кот, конь, еж, волк, лось, лиса, медведь, барсук, заяц, свинья, кролик, корова, собака, кабан. Карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов.
Ход игры
Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями диких и домашних животных. Дети рассматривают и называют их. Педагог ставит в ряд три карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов. Он объясняет, что квадраты обозначают количество слогов в названиях животных. Далее дети получают задание расставить картинки с изображениями животных под квадраты в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия.
***
Загадки к картинкам:
«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.
Он у бабушки живет.
Любит рыбку с молочком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Полосатой рыжей спинкой, Ластясь, трется о ботинки,
Машет кончиком хвоста. Говорю я про... (кота).
***
«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.
Дом хозяйский охраняет, На чужих сердито лает.
***
«Хрю! Хрю! Хрю!» —- а это свинка. Свинка — розовая спинка,
Свинка — розовое брюшко, Толстобока, как подушка.
***
Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня.
***
У ищейки три щеночка — Два сынка и крошка-дочка.
У щенков как бочки щечки, У сыночков и у дочки.
***
Вот в корзинке пять котят, Молока они хотят.
Подрастают понемножку. Любит деток мама-кошка.
***
Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится.
Ходит в пышной рыжей шубке И чуть что — покажет зубки.
Завтра рано поутру Приберу свою нору.
Подмету полы хвостом, Утеплю свой дом потом. (Лиса.)
***
Серый волк крадется в чаще, Очень страшный, настоящий,
Желтым светятся глаза. И для зайцев он — гроза.
***
Рыл нору барсук в лесу — Мох и глина на носу,
Перепачканы полоски. Этот зверь — неряха просто.
***
Лось, красавец длинноногий, Щиплет травку вдоль дороги.
Широко рога раскинул, Смотрит вдаль и держит спину.
***
На лугу гора, Нам доить ее пора.
Принесла издалека Полно вымя молока. (Корова.)
***
Толстобокий, круторогий, Уши, хвост, копыта, ноги.
Шуба в завитках-колечках. Рядом с ним стоит овечка. (Баран.)
***
Он сидит в сарае, в клетке. С ним клубочки пуха — детки.
Он грызет капусту ловко, Любит грызть он и морковку.
Он еще похож на зайку. Кто же это? Отгадай-ка! (Кролик.)
***
Вот сидит комочек пуха, Носик, черненькое ухо.
А отпустишь на лужайку — Стрекача задаст, как зайка. (Крольчонок.)
***
Пятачок и хвост крючком. Ты, конечно, с ним знаком.
Он большой свиньи ребенок, А зовется — ... (поросенок).
***
Резво скачет по лужайке. Кто он? Быстро угадай-ка.
Ножки тонкие, и грива Развевается игриво.
На конюшне без пеленок Вырос рыжий... (жеребенок).
***
На мостке, упершись лбами, Час стоят, на горе маме.
Вот упрямые ребята! Как же их зовут? (Козлята.)
***
Полюбуйтесь: вот беда! Тут у мамы борода!
Ну, а папины рога Вижу я издалека.
И скажите-ка, ребята, Как детей зовут?.. (Козлята.)
***
Весь в кудряшках-завитушках, Хвостик, бархатные ушки.
Рожек нет, как у отца. Мама малыша — овца. (Ягненок)
***
С белой звездочкой на лбу. Я его «Малыш» зову.
На быка похож ребенок, А зовут его... (теленок).
***
Он живет вблизи воды, Строит дамбы и мосты.
Догадаться вам пора, Речь веду я про... {бобра).
***
Я сегодня утром ловко шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках поразвесила грибочков. (Белка.)
Рыжей молнией зверек Промелькнул средь веток,
Вдоль ствола и поперек. Был зверек — и нету. (Белка.)
***
Пробежала кочка около пенечка, а у кочки черный нос
И в колючках спинка, на колючках листьев воз с дуба и осинки. (Еж.)
***
Родились зимой в берлоге, Подрастали понемногу.
В шубках темных и мохнатых. Как зовут их? (Медвежата.)
***
Дуб могучий, крона в тучах. В кроне желуди видны.
Ведь не зря к нему приходят Ранним утром... (кабаны).
***
В серой шубке ходит летом, В белую зимой одет он.
Вон петляет по лужайке. Догадались? Это... (зайка).
***
В чаще леса у норы
Много рыжей детворы.
Очень шустрые ребята.
Назовите их ребята... (Лисята.)
***
Под кустами на опушке Вижу серенькие ушки.
Из травы они торчат, Ушки маленьких... (зайчат).
***
В логове они живут, Волка папою зовут.
Так похожи на щенков! Нет пока у них клыков. (Волчата.)