Предисловие

Новое приложение к журналу «Дошкольная педаго­гика» включает в себя наглядный дидактический мате­риал, необходимый практически всем специалистам ДОУ.

Это комплекты предметных картинок по всем изу­чаемым в детском саду лексическим темам, а также ав­торские загадки и стихи к ним.

Предметные картинки, нарисованные в едином стиле и выполненные на картоне, представляют собой готовую картотеку материалов по формированию и развитию лексического состава языка дошкольников.

Кар­тинки могут быть отрезаны по указанным линиям и размещены в контейнерах или ящиках для картотек.

Материалы пособия могут использоваться при обу­чении составлению описательных и сравнительных рас­сказов, отгадыванию загадок, для проведения различных дидактических игр: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто появился?», «Подбери схему», «Составь пары», «Слоговое лото» и т. п.

***

перейти к картинкам (выпуск 4)

***

"Четвертый лишний"

Цель. Развитие естественно-научных представле­ний, дифференциация животных по месту обитания, по цвету, по размеру и т. п.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями трех домашних животных и одного дико­го животного или наоборот, предлагает рассмотреть и на­звать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, по­тешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание определить, кто из животных лишний, почему. : Аналогично можно провести игру, поместив на на­борное полотно три картинки с изображением рыжего животного или три картинки с изображениями взрослых животных и одну — с изображением детеныша, три кар­тинки с изображениями рогатых животных и одну — с изображением безрогого и т. п.

***

"Кого не стало?"

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных.
Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны определить, кого не стало.

***

"Что изменилось?"

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время меняет две картинки местами. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось.

***

"Кто появился?"

Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти животных, предлагает рас­смотреть и назвать их. Можно предложить детям вспом­нить стихи, потешки, загадки об этих животных. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время ставит на наборное полотно еще одну картинку. Открыв глаза, дети должны определить, кто появился.

***

"Чья тень?"

Цель. Развитие зрительного внимания и воспри­ятия, профилактика нарушений письменной речи.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов: лиса, волк, собака, кот.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих животных: лисы, волка, со­баки, кота. Дети рассматривают и называют картинки. Педагог помещает на наборное полотно карточку с чер­ным плоскостным изображением одного из этих живот­ных. Дети должны поставить эту карточку под соответ­ствующую картинку.

***

"Подбери схему"

Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов: кот, баран, конь, волк, лиса, лось. Карточки со звуко­выми схемами слов — названий картинок.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих животных: лисы, волка, лося, коня, кота, барана*. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем педагог предлагает детям взять по одной карточке со звуковой схемой слова из мешочка, сундучка или контейнера. Дети выполняют задание, а потом рассматривают схемы. Далее они получают задание поставить схемы под те картинки, названия кото­рых соответствуют схемам по звуковому составу.

*При проведении этой игры педагоги должны помнить, что для звукового анализа детям дошкольного возраста можно предлагать только те слова, написание которых не расходится с произношением.

***
"Пары"

Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов: волк, кролик, козел, теленок, барсук, кот, конь, лось, корова, крольчонок.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных. Дети рассматривают картин­ки и называют их. Затем педагог предлагает детям оп­ределить начальный и конечный звуки в каждом из на­званий животных, а потом расставить картинки парами так, чтобы название второго животного начиналось с того же звука, которым заканчивается название первого животного. Дети расставляют картинки парами: волк — кот, кролик — конь, козел — лось, теленок — корова, барсук — крольчонок. .

***

"Выбери картинки"

Цель. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [с], [з], [ш] в словах.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями диких и домашних животных. Дети рассматрива­ют и наливают их. Педагог предлагает детям выбрать те картинки, в названиях которых есть звук [с]. Дети вы­бирают картинки, ставят их в ряд, а затем хором про­износят их названия.

***

"Расставь картинки"

Цель. Развитие фонематического восприятия, диф­ференциация звуков [р] — [л] в словах.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов: волк, белка, лось, бобер, корова, кролик.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных. Дети рассматривают и на­зывают их. Педагог предлагает детям расставить картин­ки в два столбика так, чтобы в первом столбике оказа­лись картинки со звуком [р], а во втором — со звуком [л] в названиях. Можно предложить детям хором про­изнести названия животных каждого столбика.

***

"Слоговое домино"

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа слов.

Оборудование. Предметные картинки с изображе­ниями домашних животных и животных наших лесов: кот, конь, еж, волк, лось, лиса, медведь, барсук, заяц, свинья, кролик, корова, собака, кабан. Карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов.

Ход игры

Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями диких и домашних животных. Дети рас­сматривают и называют их. Педагог ставит в ряд три карточки с изображениями одного, двух и трех квадра­тов. Он объясняет, что квадраты обозначают количество слогов в названиях животных. Далее дети получают за­дание расставить картинки с изображениями животных под квадраты в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия.

***

Загадки к картинкам:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

Любит рыбку с молочком.

Ты, конечно, с ним знаком.

Полосатой рыжей спинкой, Ластясь, трется о ботинки,

Машет кончиком хвоста. Говорю я про... (кота).

***

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.

Дом хозяйский охраняет, На чужих сердито лает. 

***

«Хрю! Хрю! Хрю!» —- а это свинка. Свинка — розовая спинка,

Свинка — розовое брюшко, Толстобока, как подушка. 

***

Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня.

***

У ищейки три щеночка — Два сынка и крошка-дочка.

У щенков как бочки щечки, У сыночков и у дочки. 

***

Вот в корзинке пять котят, Молока они хотят.

Подрастают понемножку. Любит деток мама-кошка.

***

Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится.

Ходит в пышной рыжей шубке И чуть что — покажет зубки. 

Завтра рано поутру Приберу свою нору.

Подмету полы хвостом, Утеплю свой дом потом. (Лиса.)

***

Серый волк крадется в чаще, Очень страшный, настоящий,

Желтым светятся глаза. И для зайцев он — гроза.

***

Рыл нору барсук в лесу — Мох и глина на носу,

Перепачканы полоски. Этот зверь — неряха просто.

***

Лось, красавец длинноногий, Щиплет травку вдоль дороги.

Широко рога раскинул, Смотрит вдаль и держит спину.

***

На лугу гора, Нам доить ее пора.

Принесла издалека Полно вымя молока. (Корова.)

***

Толстобокий, круторогий, Уши, хвост, копыта, ноги.

Шуба в завитках-колечках. Рядом с ним стоит овечка. (Баран.)

***

Он сидит в сарае, в клетке. С ним клубочки пуха — детки.

Он грызет капусту ловко, Любит грызть он и морковку.

Он еще похож на зайку. Кто же это? Отгадай-ка! (Кролик.)

***

Вот сидит комочек пуха, Носик, черненькое ухо.

А отпустишь на лужайку — Стрекача задаст, как зайка. (Крольчонок.)

***

Пятачок и хвост крючком. Ты, конечно, с ним знаком.

Он большой свиньи ребенок, А зовется — ... (поросенок).

***

Резво скачет по лужайке. Кто он? Быстро угадай-ка.

Ножки тонкие, и грива Развевается игриво.

На конюшне без пеленок Вырос рыжий... (жеребенок).

***

На мостке, упершись лбами, Час стоят, на горе маме.

Вот упрямые ребята! Как же их зовут? (Козлята.)

***

Полюбуйтесь: вот беда! Тут у мамы борода!

Ну, а папины рога Вижу я издалека.

И скажите-ка, ребята, Как детей зовут?.. (Козлята.)

***

Весь в кудряшках-завитушках, Хвостик, бархатные ушки.

Рожек нет, как у отца. Мама малыша — овца. (Ягненок)

***

С белой звездочкой на лбу. Я его «Малыш» зову.

На быка похож ребенок, А зовут его... (теленок).

***

Он живет вблизи воды, Строит дамбы и мосты.

Догадаться вам пора, Речь веду я про... {бобра).

***

Я сегодня утром ловко шишек принесла в кладовку

Да на остреньких сучочках поразвесила грибочков. (Белка.)

Рыжей молнией зверек Промелькнул средь веток,

Вдоль ствола и поперек. Был зверек — и нету. (Белка.)

***

Пробежала кочка около пенечка, а у кочки черный нос

И в колючках спинка, на колючках листьев воз с дуба и осинки. (Еж.)

***

Родились зимой в берлоге, Подрастали понемногу.

В шубках темных и мохнатых. Как зовут их? (Медвежата.)

***

Дуб могучий, крона в тучах. В кроне желуди видны.

Ведь не зря к нему приходят Ранним утром... (кабаны).

***

В серой шубке ходит летом, В белую зимой одет он.

Вон петляет по лужайке. Догадались? Это... (зайка).

***

В чаще леса у норы
Много рыжей детворы.
Очень шустрые ребята.
Назовите их ребята... (Лисята.)

***

Под кустами на опушке Вижу серенькие ушки.

Из травы они торчат, Ушки маленьких... (зайчат).

***

В логове они живут, Волка папою зовут.

Так похожи на щенков! Нет пока у них клыков. (Волчата.)