Публикация статьи в журнале "Инновации в непрерывном образовании"

г. Красноярска

(от 19 декабря 2014 года)

"Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности"

Аннотация. В статье обосновываются педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности, в числе которых профессиональная компетентность воспитателя; интеграция деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей; методическое сопровождение деятельности родителей. Предлагаются методические рекомендации для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, творческие способности, педагогические условия, профессиональная компетентность, методическое сопровождение, методические рекомендации.

Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей всегда занимала важное место в педагогической науке, рассматривающей творческие способности как врожденные задатки, требующие развития с раннего детского возраста. Исследователями выделены основные факторы, способствующие максимально полному развертыванию и развитию творческих способностей детей к изобразительной деятельности - семейное воспитание, дошкольное и школьное образование, дополнительное образование. Особенно важную роль в развитии способностей детей к изобразительной деятельности играет дополнительное образование. Однако, практика показывает, что его потенциал в значительно большей степени используется для детей школьного возраста. Таким образом, складывается противоречие между необходимостью как можно более раннего развития у дошкольников творческих способностей к изобразительной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием и технологической разработанностью ресурсов дополнительного образования. Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы настоящего исследования, целью которого является теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка основных педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в дополнительном образовании в условиях ДОУ.

Научная новизна заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исследователи под изобразительной деятельностью понимают рисование, лепку и аппликацию, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету [1, с. 12]. Изобразительная деятельность имеет большое значение не только для развития творческих способностей ребенка, но и для его подготовки к школе. На занятиях изобразительной деятельностью дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов формирует у них черты настойчивости, способности к преодолению трудностей. Отмечается и позитивное воздействие занятий ручным творчеством на характерологическое развитие ребенка. По мнению Яковлевой Н.Ф. разнообразные занятия различными видами изобразительного искусства (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, резьба, выжигание, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж и др.) помогают ребенку раскрыть истинные, глубинные желания, страхи и надежды, скрываемые или неосознаваемые отношения к кому-то или чему-то, ослабить негативные эмоциональные состояния, провоцирующие проявления агрессивности, аффективности, либо, напротив, безразличия и апатии. При выполнении коллективных работ у детей формируются коммуникативные черты характера - умение общаться, договариваться, сотрудничать [2, с.263].

Основная авторская идея развития творческих способностей детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности заключается в разработке программы дополнительного образования, предусматривающей тесное взаимодействие воспитателя, педагога дополнительного образования и родителей. Разработке программы предшествовала организация проблемных семинаров и мастер-классов педагогов дополнительного образования и воспитателей, целью которых было выявление дефицитов и последующее развитие профессиональной компетентности педагогов в области развития творческих способностей детей [3]. Предлагаемая программа построена по модульному принципу и содержит модули: рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Каждый модуль содержит занятия в детском саду, выполнение заданий и упражнений ребенком дома при участии родителей [4].

Модуль рисования содержит занятия по освоению детьми нетрадиционных художественно-графических техник рисования. К таким техникам относятся : тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальчиками и ладошками; оттиск печатками (пробкой, пластилином, поролоном, пенопластом, ластиком, смятой бумагой, листиком от дерева, картофелем, яблоком, лимоном и т.д.), расширяющие возможности детей создавать образы, отражающие их отношение к окружающему. Развитие сложно-координированных движений кистей и пальцев рук, координации в системе "глаз-рука" способствуют техники - печать по трафарету; обрывание бумаги; скатывание бумаги; восковые мелки (свеча) + акварель; монотипия предметная; «знакомая форма – новый образ»; черно-белый граттаж (грунтованный лист); цветной граттаж; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография ниточкой и др.

Модуль "Лепка" предусматривает занятия, посвященные созданию объемных изображений, открывающих ребенку целый мир творческих возможностей. Осваивая основные способы лепки (конструктивный, пластический и комбинированный), применяемые при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека, а также ленточный для изготовления посуды, дети учатся понимать соотношение форм и размеров, искать гармоничные цветовые решения, закрепляют знания об окружающем мире, а также проявляют свою фантазию, придумывая новые фигурки или целые композиции. Организация выступлений детей на презентациях своих поделок способствует обогащению и развитию их связной речи.

Модуль "Аппликация" содержит занятия, посвященные предметной, сюжетно-тематической и декоративной аппликацией, требующей освоения приемов вырезания правильных геометрических форм из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз и гармошкой; вырезания по частям; силуэтного и контурного вырезание и др. Занятия аппликацией способствуют развитию пространственного анализа и синтеза, так как дошкольники получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

На занятиях модуля "Художественное конструирование" в процессе создания разных конструкций и моделей из бросового материала (картонных коробок, катушек, шпулек и др.), из природного материала (мха, веток, шишек, камней и т.п.).у детей развиваются сенсорные способности. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (анализ и синтез).

Эффективность разработанной программы оценивалась после ее апробации с группой детей из 14, 5-6 лет (9 мальчиков и 5 девочек). Оценка производилась по выявлению уровня сформированности творческих способностей (Тест "Дорисовывание) и образной креативности (тест «Незаконченный рисунок» Е.П. Торренса, адаптированный О.М. Дьяченко).

Анализ: в результате после проведенных занятий, мы видим, что 65% детей увеличили темы изображений (количество баллов), таким образом,22% детей увеличили свой уровень развития творческих способностей.

Также необходимо отметить, что к программе были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Так, например, рекомендации для родителей содержали советы по организации занятий детей творческой деятельностью в домашних условиях (рабочему месту ребенка, времени суток и продолжительности занятий, темпу, формам деятельности, приемам мотивации и др.).

Научные выводы. Проведенное исследование показало, что профессиональная компетентность воспитателя; интеграция деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей; методическое сопровождение деятельности родителей являются педагогическими условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности.