НОД - это основная форма обучения в детском саду

******

Формы организации обучения НОД

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. /Работа с литературой;

письменные упражнения;

экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения;

работа на компьютере./

Подгрупповая

(индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы

Основания для комплектации:

личная симпатия,

общность интересов,

но не по уровню развития

При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

/Работа группами во время НОД;

экскурсия по группам;

трудовая практическая НОД./

Фронтальная

Обще групповая

(работа со всей группой,

чёткое расписание,

единое содержание)

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

/НОД усвоения знаний;

НОД овладения умениями и навыками;

НОД применения знаний, умений и навыков;

НОД обобщения и систематизации знаний;

НОД проверки и самопроверки знаний, умений и навыков;

комбинированная НОД по комплексу её основных задач./

******

Классификация НОД

Основание классификации

Название

 

Дидактическая

задача

Непосредственно образовательная деятельность усвоения новых знаний, умений;

Непосредственно образовательная деятельность закрепления ранее приобретённых знаний и умений;

Непосредственно образовательная деятельность творческого применения знаний и умений;

Комплексная непосредственно образовательная деятельность, где одновременно решается несколько задач.

Содержание НОД

(раздел обучения)

Классическая непосредственно образовательная деятельность по разделам обучения;

Интегрированная (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

******

Содержание НОД

По содержанию НОД может быть интегрированной, т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Содержание НОД определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная НОД, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач. Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий. Длительность НОД должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. В процессе общения во время НОД происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно ориентированной НОД и состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации НОД профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время НОД (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием НОД. Форма организации детей во время НОД может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате. Эффективность НОД в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели НОД. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к НОД.

******

Структура НОД

В любой НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход НОД (процесс) и окончание.

Структурный компонент

Содержание

Виды деятельности

Начало НОД

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

игровая

предметная

речевая

Ход (процесс) НОД

(основная часть)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

учебная

игровая

художественная

речевая

Окончание НОД

(заключительная часть)

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

игровая

предметная

художественная

речевая

 

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части может быть различной.

Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД.

После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

А также, пройдя по ссылке,

Вы можете ещё узнать о НОД - это её цели, задачи, методы.